"Откуда ноги растут"
- Откуда ноги растут
В 1968 году, примерно в то же время, когда малоизвестная еще компания Intel выпустила свой первый микропроцессор серии 4004, инженер исследовательского центра Xerox Palo Alto Research Center сформулировал и вынес на суд общественности ошеломляющую идею. Проект, который он назвал Dynabook, в общих чертах рисовал компьютер будущего, как он мыслился Кею: переносная вычислительная машина размером с блокнот, притом достаточно мощная, чтобы хранить и обрабатывать все документы владельца, способная работать без подключения к электросети, оснащенная плоским экраном и работающая в беспроводных сетях. Согласитесь, довольно сильно напоминает изделия, которые мы сегодня называем ноутбуками.
Занятно, что для претворения романтического замысла (который современники сочли не более чем красивым научно-фантастическим опусом) в реальность потребовалось без малого четыре десятка лет, мощь вооруженной законом Мура компьютерной индустрии – и ни одного усилия со стороны самого Алана. Ни маркетинговыми, ни производственными ресурсами он не обладал, никого не убеждал последовать его концепции, а, похоже, просто предугадал самое перспективное направление развития индустрии.
Надо заметить, упомянутый выше исследовательский центр в местечке Пало Альто в те романтические годы вообще генерировал невероятное количество идей, которые впоследствии замечательно прижились на практике. Например, графический системный интерфейс (который Microsoft «позаимствовала» у Apple, своровавшей его из Пало Альто) или столь привычное нам существо, как компьютерная мышь, вышли из-за стен этого исследовательского центра. По некоторым свидетельствам, сам Алан Кей прикладывал руку к этим славным достижениям человечества.
А вот за что Кея можно с полной уверенностью венчать лаврами изобретателя, так это за сетевой протокол SmallTalk, которому суждено было стать прототипом AppleTalk, средства сетевого общения «Макинтошей» до конца XX века. Рациональному объяснению то обстоятельство, что Xerox PARC оказался передовым поставщиком идей и технологий еще до едва зарождавшейся тогда ниши персональных компьютеров, поддается с трудом. Так или иначе, идея ноутбука была далеко не единственным детищем исследовательского центра и лично Алана Кея, но, пожалуй, оказалась одним из самых знаковых.
Процесс зарождения и развития популяции ноутбуков шел неравномерными скачками. Первый продукт, отдаленно напоминающий нынешние ноутбуки, был сконструирован Уильямом Могриджем из компании Grid Systems. Инженер, отталкиваясь от идей Алана Кея, собрал компьютер на восьмимегагерцовом процессоре Intel i80c86, работавший на цилиндрических магнитных дисках емкостью 340 Кб и оснащенный электролюминесцентным дисплеем.
Интересно, что заказчиком в проекте выступала NASA, а сам «ноутбук» Grid Compass предназначался для работы на космическом челноке. Так что ситуация, когда военная и космическая отрасли способствовали в итоге появлению «гражданских» продуктов, вполне типична: вспомним Интернет, который также был сперва военной разработкой. Впоследствии и другим памятным моделям «лэптопов» (например, первому переносному компьютеру от Apple – Mac Portable) доводилось летать в космос, что, впрочем, не сильно сказывалось на их коммерческой судьбе.
Тем временем «мирная» промышленность вовсю осваивала идею миниатюризации. Первой миниатюрной ЭВМ стала модель Osborne 1. Надо сказать, компьютер не опозорил имени своего создателя, Адама Озборна: благодаря скромной цене ($1795) и умеренному по тем временам весу (11 кг) он, появившись в продаже в 1981 году, расходился как горячие пирожки. Внутри Osborne 1 пыхтел процессор Zilog Z-80A тактовой частотой 4 МГц и скрипели два пятидюймовых дисковода (емкость тогдашних дискет составляла 91 Кб).
Скромных размеров монохромный дисплей работал в текстовом режиме, но при этом набор программ был достаточно солидным: текстовый редактор, табличный процессор СУБД и инструменты для программирования. Помимо прочего, это был первый действительно портативный компьютер: он был снабжен сильно сказавшимися на весе устройства батареями, от которых работал недолго и небыстро, но сама принципиальная возможность сильно впечатляла.
Вдобавок к компьютеру можно было подключить модем, что сделало удаленную работу еще более удобной: бери с собой и подключайся к сети из любого места. Если, конечно, унесешь.
Osborne 1 был настоящим символом своего времени и стал образцовой платформой для подтянувшихся позже компьютеростроителей – что, впрочем, не помешало компании Осборна спустя несколько лет благополучно обанкротиться и подтвердить старую истину: гениальная инженерия чаще всего сочетается с бездарным менеджментом.
Историческая ирония состоит в том, что в том же 1981 году миру был представлен неказистый, медленный, но чертовски дешевый и потому привлекательный компьютер IBM PC, позднее выродившийся в платформу, ставшую синонимом домашнего компьютера. А первые ноутбуки на новой платформе ведущие компьютерные производители – IMB, Compaq, Toshiba и др. – запустили в производство спустя всего пару лет. Таким образом, наивное убеждение общественности в том, что ноутбуки – это побочное и более молодое ответвление персональных компьютеров, стоит признать несостоятельным мифом и оставить на свалке мировой истории.
Между тем, портативные компьютеры планомерно завоевывали место под солнцем и постепенно обретали черты сегодняшних ноутбуков. В 1982 году компания Epson, в наши времена известная струйными принтерами, первой выпустила «ноутбук», оснащенный жидкокристаллическим дисплеем (тогда еще монохромным). Новаторская модель Epson HX-20 интересна еще и тем, что представляла собой двухпроцессорное решение.
В марте 1983 года на рынок вышел Compaq Portable, первый переносной компьютер, работающий на процессоре Intel 8088 (5 МГц) под управлением небезызвестной операционной системы MS-DOS.
Первым цветным экраном среди портативных компьютеров мог похвастаться Commodore SX-64, дисплей которого мог выдавать в графическом режиме до 16 цветов в разрешении 320х200. Подражая живой природе, компьютерная индустрия развивалась согласно дарвиновской теории эволюции: должно было накопиться нужное разнообразие видов с уникальными качествами, чтобы появился совершенно новый проект, сочетающий в себе основные преимущества конкурентов, и эволюция шагнула на качественно новый уровень.
- Новый виток эволюции
Надо заметить, до сих пор мы не случайно употребляли слова «ноутбук» и «лэптоп» по отношению к нашим героям исключительно в кавычках. Действительно, все вышеперечисленные компьютеры в действительности были довольно далеки от привычного нам принципа раскрывающейся «книжки», которую образуют дисплей и клавиатура.
Тогдашние переносные компьютеры чаще всего представляли собой прямоугольный ящик размером с кейс, на торец которого были вынесены дисководы (или другие устройства хранения) и скромных размеров ЭЛТ-дисплей. Прилагаемая клавиатура в переносном варианте закреплялась так, что служила крышкой для передней панели компьютера. Соответственно и назывались такие мастодонты (обычно весившие от 7 кг) luggables – от английского luggage, сиречь «багаж», в том смысле, что такие компьютеры годились лишь на то, чтобы сдать их в багаж, а вот работать с ними «на лету» было решительно невозможно.
Первооткрывателем нового стандарта стала запущенная в 1986 году модель IBM Convertible PC, оказавшаяся первым по-настоящему IBM PC-совместимым компьютером, оснащенная процессором Intel 8088 под управлением ОС PC-DOS.
Прелесть компьютера заключалась в том, что это был уже вроде как полуноутбук. Монохромный ЖК-дисплей разрешением 640х200 пикселей в сложенном состоянии накрывал клавиатуру, а сам Convertible PC напоминал выдвижной ящик в тумбочке и весил 5,5 кг. Правда, полноценной «книжкой» он не стал: дисплей занимал меньше половины длины корпуса и, как следствие, имел скромное разрешение по высоте, а ноутбук в профиль казался трехстворчатым. Новаторство Convertible PC состояло еще и в том, что он действительно был, так сказать, конвертируемым: встроенный дисплей можно было легко снять, а на его место установить обыкновенный монитор с лучевой трубкой. Заметим, что такому простому жесту последующие ноутбуки учились еще десять лет: только в середине 1990-х выход на внешний монитор станет не роскошью, но признаком хорошего тона.
Едва оказалось, что портативный компьютер может быть не просто ящиком, накрытым клавиатурой, как ноутбуки стали стремиться к миниатюризации с удвоенной силой. Да так, что даже некоторые ведущие игроки не могли уследить за прогрессом. Показательна в этом смысле история первого портативного компьютера от Apple.
Компания, хотя и славится чутьем на революционные технологии, долгое время игнорировала рынок портативных компьютеров. Команда для разработки первого компактного «Яблока» была собрана только в 1986 году. Тогдашний президент Apple Джон Скалли поставил перед разработчиками амбициозную задачу: проектируемый компьютер должен был минимально уступать в производительности настольным Macintosh того времени и плюс к этому иметь как можно большее время работы от батареи.
Результатом трехлетних работ стал компьютер Mac Portable. Оснащенный 16-мегагерцовым процессором Motorola 68HC000, одним мегабайтом памяти (расширяемой до 9 Мб) и трехдюймовым SCSI-винчестером емкостью 40 Мб, портативный «Мак» заметно опережал в смысле производительности современные ему ноутбуки. Нестандартным решением стало использование свинцово-кислотного аккумулятора, напоминающего по устройству автомобильные батареи. На питании кислотных банок он мог работать 12 часов без подзарядки, что стало рекордом не только для продукции 20-летней давности, но и для современных ноутбуков (правда, у выпущенной спустя два года модели с подсветкой экрана время работы сократилось до 6 часов). Этого запаса хватало, чтобы работать в течение беспосадочного трансконтинентального перелета. Правда, немногие владельцы Mac Portable предпочитали сдавать его в багаж – иначе громоздкая 7-килограммовая чушка запросто могла сломать самолетный столик. Первый блин от Apple был настолько громоздким и тяжелым, что даже завидная производительность не спасла его от рыночного поражения.
Как это часто случается с Apple, компания спешно ринулась решать проблемы, которые сама же себе создала, и в 1991 году вышел в свет полностью переработанный Powerbook 100, родоначальник одной из самых известных в мире линейки ноутбуков.
К этому моменту ветви ноутбуков и стационарных компьютеров стали все больше расходиться. Прежде портативные компьютеры собирали на базе тех же комплектующих, что и настольные машины, так что миниатюризацию можно было производить лишь за счет сильного снижения производительности. Но в 1990-м был представлен первый процессор, предназначенный для мобильных компьютеров. Intel 80386 SL был оснащен технологиями управления питанием, что позволило при прочих равных показателях снизить энергопотребление. Конечно, это был лишь прообраз будущих технологий QuickStart, DeepSleep, SpeedStep и прочих, а ноутбуки еще долго уступали в скорости «десктопам», даже при равной тактовой частоте.
Тихая революция произошла около трех лет назад и примерно совпала по времени с началом продаж процессоров Pentium-M от Intel. Именно тогда вдруг оказалось, что покупка ноутбука не является сознательной потерей в производительности и серьезной доплатой за мобильность. Свежие модели ноутбуков практически не уступают аналогичным десктопам, среднее время автономной работы возросло до 3–4 часов, а благодаря скоростным портам USB 2 и FireWire возможности расширения почти сравнялись с настольными компьютерами-конструкторами.
- Классификация современных ноутбуков
Вместе с тем и внутри самого племени ноутбуков произошло серьезное расслоение. Самый младший класс – субноутбуки – являют собой промежуточное звено между карманными компьютерами и собственно ноутбуками. Во главу угла ставятся компактность и низкое энергопотребление – что, впрочем, не мешает использовать их в качестве настольных систем, если подключить к док-станции с дополнительными портами расширения и внешнему дисплею.
Несколько старше в табели о рангах стоят так называемые «ультрапортативные» модели, обычно с дисплеем 12” и с внешними приводами CD/DVD. Если не брать в расчет скромные возможности расширения, они уже мало в чем уступают полноразмерным моделям.
Далее следует самый распространенный сегмент – «середнячки» класса desknotes. Об их предназначении можно догадаться из наименования: это довольно компактные ноутбуки (обычно разработчики стараются уместить их в формат A4) c монитором 13–14 дюймов, которые безо всяких модификаций можно использовать и как полноценные настольные компьютеры.
Наконец, верхний сегмент портативных компьютеров занимают монстры, называемые portable desktop. Как видно из названия, «портативные десктопы» призваны заменить на рабочем столе полноразмерные компьютеры. В них стоят самые мощные комплектующие, на их большом дисплее можно смотреть фильмы, а встроенная звуковая система звучит вполне впечатляюще. В противовес этому портативные десктопы, которые чаще всего покупают в качестве замены привычным ПК, собраны на базе «настольных», а не мобильных процессоров; при их проектировке об энергосбережении думают в последнюю очередь, а зачастую и вовсе не оснащают их аккумуляторами.
Последний на сегодня парадокс состоит в том, что ноутбуки, на протяжении своей истории стремившиеся к компактности и долгой беспроводной «жизни», теперь опять разбухают и стараются продемонстрировать наивысшую производительность. История описала полный круг и сыграла с нами очередную шутку. Но, по крайней мере, в массовом сознании укоренилось представление о том, что откидные столики в самолете нужны в первую очередь для ноутбука, а не для еды.